- Главная
- Текст баннеров
- Пенсионный фонд
Пенсионный фонд
Управление Пенсионного фонда РФ
в Сафоновском районе Смоленской области
г. Сафоново, ул. Советская, дом 47
Наиболее часто задаваемые вопросы по Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ и ответы на них
Мифы о пенсионной реформе:
- завуалировано повышается общеустановленный пенсионный возраст;
- для того, чтобы получить пенсию в 40% от заработка надо будет проработать 40 лет, то есть женщинам надо будет работать с 15 лет, мужчинам с 20 лет, а все нестраховые периоды (декреты, армия, учеба) в стаж засчитываться не будут;
- глобальное непонимание того, какую пенсию обещает Стратегия: от чего надо брать 40% - от последней зарплаты, от средней зарплаты по стране, от средней зарплаты за всю трудовую жизнь (и если так, то как будет осуществляться пересчет зарплат за начальные года трудовой жизни). Публичная проблема – отсутствие ПЕНСИОННОЙ ФОРМУЛЫ;
- отменяются пенсионные накопления;
- все уже сформированные пенсионные накопления будут отобраны у людей и пойдут на латание дефицита бюджета ПФР - выплату пенсий нынешним пенсионерам;
- досрочные пенсии для сотрудников вредных и опасных производств будут отменены, либо «перевешаны» на работодателя, который не будет их обеспечивать;
- изменение формулы расчет пенсий приведет к уравниловке, собесу, как в СССР – все будут получать пенсию примерно одинаковую и низкую;
- реализация Стратегии не даст результата в виде 40%-го замещения заработка пенсией.
Наиболее часто задаваемые вопросы-ответы
1.Почему нужна очередная реформа пенсионной системы
- отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе (если пенсионную систему не реформировать, то средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 25% от средней зарплаты, сейчас коэффициент замещения трудовой пенсии по старости – 36,2%) финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий - численность работающих и пенсионеров сравняется в 2028 году, дефицит бюджета ПФР в 2030 году будет уже 3 трлн руб или 2,3% от ВВП)
- нарастающие риски, связанные с сохранностью и обесценивание пенсионных накоплений, при неразвитых финансовых институтах ( если сохранить формирование пенсионных накоплений в прежнем виде с существующими тенденциями индексации страховой части пенсии и показателями доходности от инвестирования пенсионных накоплений, то трудовая пенсия гражданина 67 гр при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 66 гр, не имеющего накопительной части пенсии (27941 руб. против 30928 руб.)
- сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения финансового источника страхового характера (сегодня каждый третий выходящий на пенсию – досрочник, работодатели не несут финансовый нагрузки за труд работников в опасных и вредных условиях)
2. Задачи реформирования пенсионной системы:
- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
- достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Основные принципы формирования пенсионных прав
- адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов
- учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию
- обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера
3. Какой будет пенсия? Новое пенсионное правило.
При сороках годах трудового стажа и уплате с него страховых взносов в 20% от заработка трудовая пенсия будет на уровне 40% от заработка, то есть пенсионное правило будет гарантировать уровень пенсии в 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.
При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).
Пенсия будет, как и сегодня, бессрочной, то есть пожизненной.
4. 40 лет трудового стажа – это и есть скрытое повышение пенсионного возраста
5. Что будет с пенсией работающего гражданина, если он стал инвалидом и вынужден прекратить работать?
6. Будут ли в трудовой стаж при назначении трудовой пенсии по старости входить периоды службы в армии, декретные отпуска, отпуска по уходу за ребенком?
В трудовой (страховой) стаж включаются периоды работы и иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. В страховой стаж засчитываются следующие нестраховые периоды:
- прохождение военной службы (другой приравненной к ней службы);
- получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- получение пособия по безработице;
- участие в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет;
- проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- проживание за границей супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, торговых представительств РФ и т. п., но не более пяти лет в общей сложности.
Эти периоды засчитываются в страховой стаж в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.
7. Будут ли и дальше выплачиваться пенсии работающим пенсионерам?
8. Если формирование пенсионных накоплений будет выведено из системы обязательного пенсионного страхования, то что будет с уже имеющимися пенсионными накоплениями, которые находятся на пенсионных счетах граждан? Правда ли, что они перейдут в бюджет ПФР и пойдут на выплату пенсий нынешним пенсионерам?
9. Почему нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя? И достаточно ли десяти лет, чтобы так строго судить о результатах, чтобы совсем ликвидировать накопительную часть и пенсионные накопления?
Поэтому основным предложением Стратегии является то, чтобы основой для того, чтобы формировать пенсию в размере 40% от заработка, была солидарная система, а накопительная система будет дополнительной к государственной солидарной системе, которая даст возможность гражданам по их желанию формировать более высокий уровень пенсии (сверх 40%), но уже в корпоративной пенсионной системе или на личном уровне – в добровольной пенсионной системе.
Справочно: результаты инвестирования пенсионных накоплений в сравнении с инфляцией и индексацией условного рубля, отраженной в страховой части трудовой пенсии будущего пенсионера за период 2004-2011 годов: индексация страховой части – 337%, инфляция в РФ – 215%, результаты инвестирования Внешэкономбанком – 149%, результаты инвестирования НПФами – 159%.
10. Скажите, если стратегия будет реализована, люди какого возраста ощутят на себе первыми положительный результат?
2013 | 2014 | 2015 | |
Трудовых пенсий – всего |
10,5% |
9,2% |
8,9% |
с 1 февраля | 7,0% | 5,5% | 5,0% |
с 1 апреля |
3,3% |
3,5% |
3,7% |
Социальных пенсий с 1 апреля |
5,1% |
15,9% |
5,4% |
Индексация ЕДВ с 1 апреля |
5,5% |
5,0% |
5,0% |
11. В Стратегии часто говориться о социально-приемлемом уровне пенсионного обеспечения. Что это значит? Как это определяется?
Реализация Стратегии обеспечит достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате, обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера, достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
12. Правда ли, что досрочные пенсии будут ликвидированы? И что будет с теми, у кого уже есть половина или больше стажа, дающего право на льготную (досрочную) пенсию?
- Для лиц, имеющих «полный» специальный стаж:
- сохраняется право на досрочное назначение и выплату трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования в полном существующем объеме – то есть ничего не меняется.
- Для лиц, имеющих «неполный» специальный стаж:
- сохраняется право на назначение досрочной трудовой пенсии приобретение права на включение периодов работы в специальный стаж при уплате их работодателями страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере;
- предусмотрено предоставление социальных гарантий и компенсаций со стороны работодателя в соответствии с коллективным/ индивидуальным трудовым договором. При этом работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
- Для лиц, не имеющих специального стажа:
- работодатели предоставляют работникам социальные гарантии и компенсации, в том числе на основании аттестации рабочего места в рамках социального страхования риска утраты профессиональной трудоспособности.
При этом уже все понимают, что часть профессий в этих списках в силу технического прогресса перестали быть вредными. Поэтому актуально создание действенного механизма аттестации рабочих мест, который позволял бы установить, действительно ли данное рабочее место, включенное в список, является вредным или опасным. Данный порядок аттестации будет разработан Правительством с участием профсоюзов и работодателей.
13. Когда работодатели начнут платить дополнительные взносы на досрочников?
В последующие годы размер дополнительного тарифа страховых взносов предлагается определять исходя из требования обеспеченности страховыми взносами пенсионных прав застрахованных лиц в течение всего досрочного периода получения трудовой пенсии.
14. Новый подсчет пенсионных прав приведет к уравниловке, пенсии будут у всех примерно одинаковые. Правда ли это?
15. Будет ли государство гарантировать сохранность пенсионных накоплений?
В целом же для повышения эффективности накопительной составляющей пенсионной системы требует совершенствования финансовых институтов, участвующих в формировании и инвестировании пенсионных накоплений.
В этих целях Стратегией предусматривается:
- повышение требований к минимальному размеру собственных средств и качеству составляющих их активов финансовых институтов, а также многоуровневой системе гарантий сохранности;
- повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);
- создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений за счет внедрения качественных характеристик деятельности и стандартов "разумного поведения" при ее осуществлении;
- целевое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений;
- регламентация механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении;
- совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
- расширение перечня инструментов инвестирования пенсионных накоплений;
- расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений, за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
- содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
- повышение финансовой грамотности граждан.
16. Как планируется реформировать накопительный компонент?
Стратегия ставит своей целью поэтапный перевод переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения и реализацию мер по стимулированию работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.
При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке.
Предложенная на среднесрочную перспективу мера по определению оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую позволит, с одной стороны, сохранять реальный размер трудовой пенсии и, с другой, обеспечивать сбалансированность пенсионной системы.
Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц в процессе реализации Стратегии могут быть предусмотрены и другие варианты реформирования обязательной накопительной составляющей пенсионной системы.
17. Если все же человек работает меньше 40 лет и получает низкую зарплату, какой будет его пенсия?