Белый Берег
[Село_Боровщина] [Деревня_Сумароково] [Село_Николо-Погорелое] [Село_Гжель] [Село_Бессоново] [Село_Третьяково] [Село_Городище] [Село_Негошево] [Село_Богдановщина] [Старое_село] [Село_Сережань] [Село_Белый_Берег] [Село_Крюково] [Село_Казулино] [Село_Перстенки]
[Несохранившиеся церкви Сафоновского района 1780 – 1790 год]
[Памятники г.Сафонова и Сафоновского района]
Получило название от своего местоположения на правом берегу Днепра, а также находящихся здесь меловых камней и белого песка. В селе течет еще ручей Белобережка, а у левой стороны Днепра – река Лютня, неподалеку от села протекает - река Соль, приток Днепра.
Село впервые упоминается в писцовых книгах 1594 и 1505 годах, где говорится “За Тимофеевым сыном Плещеева, что было за Васильем за Даниловым сыном Еремеева, а после этого было за Данилой за Тургеневым, а после Данилы было за Семеном Ступниковым..., а в селе церковь. Царь Костентин, да придел Николы Чудотворца, да святых Мученицы Екатерины, а на церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе церковный дьячок, во дворе проскурница, во дворе пономарь, да 3 кельи, а в них живут нищие, а питаются они в церкви Божии..”.
Упоминается вторая деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца.
Устроена Вяземским помещиком Прокопием Дмитриевичем Жегаловым в 1650 г. Подпись священника этой церкви Стефана и дьячка Макарии находятся под челобитной Вяземского духовника Тихону, митрополиту Сарскому и Подонскому 1695 г., а также под челобитною 1698 г. Церковь эта упоминается также в 1774 г. и 1780 г. В 1791 г. епископом Парфением выдан был антиминс в придельную церковь св. Дмитрия Ростовского этого села. В 1869 г. церковь эта со всею утварью пожертвована в с.Княжино (Андреевское). Тепершний каменный, с такою же колокольнею храм, построен владельцем имения Агибалова (на берегу Днепра) ротмистром Иваном Павловичем Жегаловым. Он двухэтажный: внизу главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы, с правой стороны – во имя Божьей Матери Одигитрии, а с левой – во имя св. Николая Чудотворца. Вверху - главный престол во имя святых равноапостольских - Константина и Елены, с правой стороны во имя святого Дмитрия Ростовского, с левой - во имя св. благоверного князя Александра Невского. Грамота на построение этого храма выдана ктитору 24 сентября 1858 г. Строился он в течение 8 лет (1860 - 1868 г.) под непосредственным наблюдением ктитора, ежедневно присутствовавшего на работах с утра до вечера.
21 мая 1885 года тем же ктитором заложено еще 2 теплых придела: преподобного Иоанна Рыльского и Всех Святых. Постройка под наблюдением ктитора продолжалась 3 года.
Храм стоит на высоком гранитном основании, с таковыми же крыльцами с трех сторон. Иконостас в нижней церкви украшен червонным золотом, в верхней - иконостас из дерева с изящной резьбой, мозаичными, зеркальными и из черного дерева украшениями. В придельном храме оба иконостаса дубовые с изящной резьбой и художественною росписью.
Отапливаются приделы двумя большими печами при четырех вспомогательных устроенных при кладке приделов в стенах. Церковь и колокольня покрыты железом, внутри и снаружи оштукатурены и окрашены, вокруг церкви и колокольни каменная ограда, оштукатуренная, окрашенная и покрытая железом.
Ктитор употребил на Крым все свои средства и снабдил как главный, так и предельный храм богатой утварью и принадлежностями, украсил его всем благолепием. Позже он ежегодно жертвовал для храма что-либо ценное... По устроению придельных храмов пришли ему на помощь неизвестный благотворитель царского Села, пожертвовавший принадлежностей на 500 рублей.
При открытии приходского попечительства в 1898 г. он был избран ею председателем, но 28 марта того же года скончался.
Достопримечательные иконы в храме: древняя большая икона св. Николая Чудотворца из старого Храма, особо чтимая прихожанами, которые служат зимою молебны пред нею в домах. Риза на ней из разноцветного стекляруса с серебряным вызолоченным венцом.
Небольшая икона Казанской Божьей Матери в серебряно-вызолоченной ризе с жемчужным венцом. По словам ктитора икона эта – родовая и дошла до него от глубокой древности.
Небольшая продолговатая икона св. великомученика Георгия Победоносца, Иоанна Воина и великомученицы Варвары с частицами мощей сих святых, хранящимися в небольшом серебряно-вызолоченном медальоне в средине иконы. Медальон с частицами мощей, по преданию, принесен женщиною, которой завещала передать его в храм монахиня перед своею смертью.
Из книг замечательны два напрестольных Евангелия с надписью: “Сия книга Евангелия напрестольная, села Белого Берега церкви Николая Чудотворца подписал дому Архиерейского эконом, переменил Рафаил, 1781 г. января 30 дня”.
На престоле во имя святого благоверного кн. Александра Невского замечателен древний льняной антиминс из старой деревянной церкви с изображением положения во граде Спасителя и надписью: “Дан 1793 годы месяца августа 12 дня. Священнодействовен Преосвященным Иосифом, епископом Смоленским и Дорогобужским”. Приход состоял из 20 дворов. Кроме указанных рек в приходе течет в реке Соль ручей Ивишховка, с озером на котором мельница.
На Днепре в двух верстах от села другая мельница “Агибаловская”. К обеим берегам рек, особенно Днепра, тянутся широкою лентой заливные луга.
Занятия людей прихода – земледелие и животноводство, в последнее время льноводство. Зимой жители занимаются также возкой лесных материалов с соседних “Холмовских” и “Покровских” лесопильных заводов (леса в приходе истреблены заводами). Отток молодежи в столичные города учащается. В приходе 3 школы: 2 церковно-приходских и одна земская “Исаковская”, открыта в 1912 году.
“В 1812 году французы однажды ночью напали на село и ограбили его. Жители села Вакулино преследовали французов и отбили награбленное. Французы приходили в село небольшими партиями несколько раз, причем брали в домах съестные припасы, а однажды убили дьячка.”
Церковь Успения в селе Белый Берег стоит на высоком холме над долиной Днепра. Построена из кирпича в 1860 - 1868 гг. на средства помещика Жегалова.
|
Сохранилась трехъярусная колокольня и центральная часть крестово-купольного храма (4 опоры, несущие на арках ярусах высокий барабан с куполами. К северу и югу к основному объему кирпичного храма в формах позднего классицизма прежде примыкали колонные портики, а с востока сильно вынесенная полукруглая беседка. Барабан храма в основании имеет уступ, от которого начинаются прочные проемы окон и тосканские пилястры. |
|
По углам второго яруса колокольни помещены строенные колонны, восточные группы колонн заглублены в стену, что делает силуэт ассиметричным. Состояние памятника катастрофическое. Отсутствует трапезная, портики, абсида основного объема. |